История классической гитары


Происхождение гитары, теряется, во тьме веков: мы не знаем, когда она появилась на свет. Знаем только, что уже в тринадцатом веке гитара была широко известна в Испании. Пытаясь определить истинный возраст гитары, некоторые исследователи относят начало ее родословной к античным временам, аргументируя это тем, что название гитары происходит от названия древнегреческой кифары. Но и китаррон, и цитра тоже заимствовали свое название от кифары, однако ни на кифару, ни на гитару эти инструменты не похожи, как не схожи они и между собой. Поэтому будем считать, что от кифары происходит лишь название, а не сам инструмент. Другие музыковеды рассуждают так: если в тринадцатом веке гитара была уже широко известна, значит, нужно отнять еще два-три столетия и приписать рождение гитары к десятому или одиннадцатому веку. Но и это спорно, потому что история музыки знает случаи, когда с момента появления инструмента и до его широкого распространения проходило очень немного времени. Ручной гармонике, например, понадобилось для этого всего каких-нибудь двадцать лет. Так что лучше придерживаться лишь того, что известно достоверно: семьсот лет назад гитара уже была. В ее истории можно проследить пять отчетливых периодов. Условно назовем их так: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет и становление длилось около полутора столетий — примерно до середины четырнадцатого века. В это время гитара вытесняет некоторые примитивные струнные инструменты, овладевает пусть весьма несложным, но своим собственным репертуаром, становится одним из любимых народных инструментов в Испании и понемногу проникает в другие европейские страны. Но не успела гитара как следует окрепнуть и набраться сил, как в Европе появилась лютня. Сюда ее завезли арабы. Заморская пришелица очень скоро оттеснила гитару, да так энергично, что на целых четыре столетия приостановила ее развитие. То, что гитара не выдержала конкуренции с лютней и отошла на задний план, легко объяснимо. Лютня очень древний инструмент в первоначальной форме она была знакома еще жителям Вавилона. К моменту своего появления в Европе лютня. развитыми приемами игры и обширным репертуаром. К тому же европейские музыканты принялись совершенствовать лютню, писать для нее новую музыку. Поэтому соперничество лютни с гитарой никак не могло тогда сложиться в пользу последней. Но соперничество бывает разным. Лучше, если более сильный партнер пробуждает не зависть и раздражение, а желание разобраться в его сильных сторонах и в собственных недостатках. Гитара выбрала именно этот путь, и выяснилось, что период .з сломил ее, а заставил учиться. Гитара постепенно научилась исполнять богатейший репертуар лютни, воспользовалась многими приемами игры на ней, и к сере дине восемнадцатого века, начался обратный процесс — гитара стала вытеснять лютню. Это тоже было объяснимо: возможности двух инструментов вроде бы сравнялись, но играть на гитаре было удобнее благодаря узкому и длинному грифу. Вытеснив лютню, гитара не забыла свою учительницу: даже в наши дни, когда репертуар гитары стал несравненно шире былого репертуара лютни, гитара нередко с концертной сцены исполняет старинную лютневую музыку. А сама лютня сейчас такой же редкий инструмент на подмостках концертных залов, как, скажем, клавесин или клавикорд.

«Любитель музыки». Гравюра В. Краускопфа с картины Г. Кауфманна Но мы забежали вперед. Еще только начался период возрождения, и гитаре требовались свои энтузиасты. К концу восемнадцатого века их было уже немало, а в начале девятнадцатого столетия мы находим среди них имена прославленных музыкантов. Превосходно играл на гитаре Ник-коло Паганини. «Я король скрипки,— говорил он,— а гитара моя королева». Паганини написал немало произведений для гитары — романсы, сонаты, вариации. Он включал гитару в свои квартеты вместе со скрипкой, альтом и виолончелью. Играли на гитаре и писали для нее Франц Шуберт, Карл Вебер, Гектор Берлиоз. В записках Берлиоза упоминается, что он обязан гитаре своим первоначальным музыкальным образованием. Период возрождения гитары дал музыкантов, целиком посвятивших себя этому инструменту. Наиболее выдающийся из них — итальянский исполнитель, композитор и педагог Мауро Джулиани. Именно в его времена окончательно оформилась та гитара, которую мы сейчас называем классической. Джулиани родился в 1781 году. В двадцать лет стал одним из лучших итальянских гитаристов. Он успешно гастролировал на родине и в некоторых других странах. Казалось, Джулиани была уготована судьба исполнителя, однако не концертирование становится главным его делом. Джулиани пишет собственные произведения для гитары и занимается педагогической деятельностью. Многие его сочинения, например. Третий концерт для гитары с оркестром, исполняют до сих пор. Но важнейшее наследие Джулиани — его этюды. Пожалуй, и сейчас нет ни одной школы игры на гитаре, которая не содержала бы этюдов Джулиани, причем некоторые из них служат не только для упражнений. Например, этюд № 5 неизменно включает в свой репертуар любой гитарист — это одно из красивейших произведений для гитары.

Заметный след в истории инструмента оставил испанский гитарист Фернандо Сор, родившийся в 1 778 году в Барселоне. Сор в отличие от Джулиани не думал посвящать себя исключительно гитаре, хотя концерты его всегда вызывали большой интерес. Он писал симфонии, оратории, оперы, балеты, а музыку для гитары сочинял как бы между делом. Однако время рассудило по-своему. Гитарная музыка Сора осталась жить, а вся остальная почти забыта. Сор одним из первых открыл в гитаре широчайшие полифонические возможности, использовал их в своих сочинениях и описал в «Трактате о гитаре». Выдающимся педагогом гитары периода ее возрождения был итальянец Маттео Каркасси. Он настолько полно освоил особенности и возможности этого инструмента, что его школа игры на гитаре до сих пор служит для изучающих гитару одним из основных пособий. К середине девятнадцатого века после многих усовершенствований основным инструментом концертных залов становится рояль. Прочно удерживает свое место и скрипка. А для гитары наступает время упадка. Выступления гитаристов привлекают все меньше и меньше слушателей. Общественное мнение резко меняется: пойти на концерт гитариста означало явить низкий вкус. Гитару стали считать неблагородным инструментом, отвернулось от нее и большинство композиторов. Мало-помалу гитара во всех странах, разве что кроме Испании, ушла с концертных подмостков. К счастью, период упадка длился всего несколько десятилетий. А затем начался стремительный расцвет. И начало расцвета в первую очередь связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги Эщеа. Таррега родился в 1852 году. Играть на гитаре научился с детства. Даже то, что потом он окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, не разлучило его с гитарой. Занимаясь на ней по нескольку часов в день, он виртуозно овладел всеми найденными до него приемами игры и разработал собственные. Таррега пришел к выводу, что не раскрыта широчайшая звуковая палитра гитары, а ведь тембровая окраска звука, тончайшие звуковые нюансы важны так же, как техника исполнения. Много концертируя, Таррега прославился как выдающийся музыкант. По-новому осмыслив гитару, он способствовал тому, что она вновь обрела заинтересованных слушателей и стала концертным инструментом. Был Таррега и блестящим композитором. Написал он не очень много, но чуть ли не каждое его произведение стало классикой. А к знаменитейшим его сочинениям «Воспоминание об Альгамбре», «Грезы», «Вариации на тему хоты» мы еще вернемся, когда будем говорить подробнее о возможностях гитары. Неоценим вклад Тарреги и в гитарную педагогику. Среди его учеников было немало известных исполнителей. Один из них, Эмилио Пухоль, сам стал впоследствии крупнейшим педагогом гитары, профессором консерваторий в Барселоне и Лиссабоне, автором книги о своем учителе и, самое главное, автором серьезнейшей школы игры на шестиструнной гитаре, которая была построена на принципах техники Тарреги. Дело, начатое Франсиско Таррегой, блистательно продолжил другой испанский гитарист — Андрее Сеговия.

Гостевая книга

Hosted by uCoz